Традиционная секция конференции "Школьная информатика и проблемы устойчивого развития"
для учащихся Ленинградской области

понедельник, 6 апреля 2015 г.

Первоначальный анализ работ

Уважаемые участники конференции! 
Все желающие уже смогли познакомиться с большинством работ, представленных на конференцию. В целом, очень много по-настоящему исследовательских материалов, отражающих личное отношение авторов к выбранной теме, интересно и даже душевно представленных, порой - до слез. Спасибо ученикам и их наставникам за этот труд.


Вместе с тем, отмечу, что и претензий к работам не мало. Не первый год мы ведем этот блог, на котором можно познакомиться с материалами прошлых лет, критериями, рекомендациями.  Если выбрать в гаджете "ярлыки" слово "критерии", то вам откроется соответствующая подборка сообщений, где приводятся не только критерии, но и разбор основных недочетов в работах: нарушение авторских прав, изобилие "copy-paste" и т.д.  Об этом пишем из года в год, объясняя, снимая с конкурса. И снова "де жа вю"...

Если среди ссылок встречаются такие, как yandex.ru или google.com - это говорит о полной безграмотности при работе с источниками. И за это, как минимум, существенно снижаются баллы! Мы неоднократно писали, что соблюдение авторских прав - безоговорочное требование! 
Если в описании проекта вместо источников написано: "Материалы проекта в основном уникальны. Фотографии и информация собирались по краеведческим и школьным музеям и не были до этого опубликованы в сети", а даже поверхностное сканирование материалов интернета говорит о многократном  "copy-paste" - это ставит жюри в сложную ситуацию. Принимать ли такую работу к рассмотрению, несмотря на другие достоинства?
Указание источников относится не только к тексту. Если Вы используете чужие картинки, фото, скрипты - это тоже стоит указать. Часто ссылки указаны, но не на все используемые материалы. Встречаются и неработающие ссылки. 
Огромное спасибо тем, кто прислал свои отзывы на почту и оставил комментарии! 
Будем рады вашим замечаниям , наблюдениям, откликам.

7 комментариев:

  1. Отвечу по работе Дмитрия Гагарина "Всеволожский край". Все материалы, которые использованы в работе относятся к проекту МОУДОД ЦИТ и НМС Всеволожского района 2007 года. Вышли под общей редакцией Натальи Павловны Яковец. Наталья Павловна по образованию историк, в 2007 году возглавляла работу по краеведческому проекту в отделе научно-методического сопровождения ЦИТ.
    Интернет источники в работе над проектом не использовались, Дмитрий опирался в основном на созданные по итогам проекта ЦИТ буклеты, в том числе встречался с творческими группами краеведческих музеев в составе ДДЮТ, в конечном итоге исключил из своего проекта несколько поселений из-за неточностей, допущенных при составлении карточки поселения. Сегодня вышлю Вам на почту архив с файлами pdf там всё ясно из даты создания файла. Так же там указаны авторы, отвечавшие за сбор материала по каждому поселению. Ребёнок в описании сайта написал как "чувствовал", это же семиклассник. Но обвинять его в плагиате, многократном "copy-paste"... Ему бы просто не пришло в голову это делать. Проект перед отправкой на Всероссийский конкурс смотрел преподаватель ЛГУ имени А.С. Пушкина, доктор исторических наук Тропов Игорь Анатольевич. Игорь Анатольевич отметил не только содержательную часть проекта, но и интересную форму подачи материала для молодёжи. Отметил, что проект актуальный, так как считает, что у регионоведения огромный образовательный и воспитательный потенциал.
    Никакие чужие скрипты, фрагменты чужих кодов в проекте не использовались.
    В итоге: мы имеем два проекта ЦИТ. Проект 2007 года и проект 2014 года. Здесь нет конфликта интересов и нарушения авторских и имущественных прав.
    С уважением, Марина Вячеславовна Скуленкова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Вячеславовна! Вы рискуете быть понятой неверно. Одно дело не нарушать лицензионного соглашения по использованию lightbox и jQuery, которые не требуют указания авторства и к тому же доработаны ребёнком в ходе проекта и совсем другое дело утверждать: "Никакие чужие скрипты, фрагменты чужих кодов в проекте не использовались." Кстати, язык HTML был разработан британским учёным Тимом Бернерсом-Ли...видимо стоит это указывать. Ну и далее пройдитесь по коду также подробно как Вы прошлись по контенту. Например: зачем Гагарину jQuery? Мог ли он обойтись без него? Конечно мог, но тогда автобус в конце страницы не прятался бы. Принципиально это для сайта? Думаю нет. Зачем lightbox, почему не открыть картинку по ссылке на увеличение? Наверное потому что оба эти способа давным давно изобретены, тогда в чём разница по их использованию. А вот остальной код авторский, что на мой взгляд для семиклассника подвиг.

      Удалить
    2. Сергей! Я вас услышала и по кодам согласна. Но суть всего вышесказанного в том, что два педагога сумели так замечательно составить сопроводительную документацию на проект ребёнка, что всё что осталось экспертам конкурса это во всеуслышание обвинить автора в плагиате. Я усвоила урок, надеюсь и вы тоже.

      Удалить
    3. Уважаемые коллеги! Во-первых, спасибо за оперативный ответ. Во-вторых, действительно, мы не знаем предысторию этого проекта, а материалов "один в один" с теми, что есть в проекте, в Интернете предостаточно. Ниже несколько перечислены: одна из фотографий "Невской дубровки" , http://vkr-veteran.com/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/_700_%D0%9B%D0%B5%D1%82.ru___%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%85_%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%B2_%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%94%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B5_27
      тест со страницы "Невская дубровка"
      http://www.ndubrovka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=82&Itemid=95
      Усадьбы Всеволожского района
      http://www.sablino.ru/usad/vsevol.htm
      Материал из вестника Всеволожского краеведческого музея №4 1995г.
      http://www.aroundspb.ru/guide/northea
      Поэтому понять, где они появились раньше, в таком случае весьма затруднительно. Возможно, действительно, не хватает соответствующего описания.
      Работа эта очень интересная и входит в число лидеров, и замечание это я специально озвучила до окончательного подведения итогов, чтобы иметь возможность обсудить ситуацию. Вопросы соблюдения авторского права, к сожалению, касаются нескольких работ, что понятно из текста. Это очень остро стоящая проблема, на которую мы обращаем внимание из года в год. В прошлом году (это есть в блоге) работу сняли, и тоже, по сути потому, что описаны источники были неаккуратно, а не потому, что это был плагиат.
      Про скрипты мы ранее никаких требований не выставляли - это замечание скорее на перспективу и обсуждаемо.

      Удалить
    4. Марина Александровна, спасибо за ответ. По материалам Дубровки с нами работала замечательный педагог, интересная личность и выдающийся краевед Светлана Борисовна Соколова, именно она указана в буклете, который я Вам выслала, она автор материалов. Светлана Борисовна является также автором историко-краеведческого очерка «Наш край Невская Дубровка» материалы которого несколько лет назад были размещены в сети на сайте поселения. Но ЦИТу они были предоставлены намного раньше, как следует из буклета. На странице сайта Гагарина "Дубровка" её авторство указано.
      Сайт "Усадьбы Всеволожска" используют картинки, которые есть и в краеведческих музеях Всеволожского района, это же история.
      Марина Ратникова - директор Всеволожского государственного историко- краеведческого музея автор статьи в этом вестнике, о котором вы пишите. Логично, что данные полученные в этом музее и данные статьи совпадают.
      По сайту: могу разве что посоветовать Дмитрию в дальнейшем, перечислить какие конкретно краеведческие и школьные музеи участвовали в проекте.
      Изначально сайт Всеволожский край был курсовой работой Дмитрия исключительно по образовательной программе веб-дизайн и никак не претендовал на серьёзную исследовательскую работу по истории региона. В процессе разработки сайта сама собой образовалась детская творческая группа, готовая развивать проект дальше.
      Получается, что проект только стартовал, ещё много предстоит работы.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Посмотрел вчера внимательнее работы участников. Интересный получается момент. Большинство ресурсов на которые ссылаются участники в своих проектах не указывают на сайте: "Использование материалов возможно со ссылкой на источник". Это значит, что ссылка на источник не избавляет от ответственности за нарушение авторских прав. В итоге мы получаем следующее: нет письменного разрешения автора (будь это книга или сайт) авторские права нарушены. Нашёл пример, как видимо это должно выглядеть на сайте: http://korelafortess.ru/history.html
    Это статья об истории создания музея, на официальном сайте этого музея. Несмотря на авторский текст, даны ссылки на источники, опираясь на которые статья написана. Так как эти авторы публикуются в сборнике, издаваемом музеем, уверен что письменное согласие авторов статей есть. По другому просто быть не может. Внизу статьи подпись автора составителя, указаны имущественные права на рисунки.
    Я так понимаю мы стремимся к этому?

    Примечательна надпись под копирайтом:"Копирование и переписывание информации с сайта без письменного согласия администрации сайта запрещено." Мог ли и не публиковать её, так как по умолчанию дела обстоят именно так. Не только для книг, но и для сайтов.

    ОтветитьУдалить